
Боб Резник:
Я не люблю упоминать слово "личность" ( personality ), в лучшем случае можно сказать, что личность - это внешнее проявление характера.
Анна Паульсен:
Предположим, что характер - это набор устойчивых привычек. Тогда то, как подобная жесткая структура привычек выглядит снаружи, как проявляет себя в среде, и можно называть личностью. То есть по сути личность - это невроз. И психически здоровый человек - это человек без личности и понятие "развитие личности" - это оксюморон, буквально означающий "укрепление невроза".
Называя себя тем или иным типом личности, характером, диагнозом, человек тем самым пытается избавиться от состояния пугающей неопределенности, потому как если я не знаю "кто я", то я и не могу спрогнозировать свое поведение, если я не знаю "кто есть другой", то я не могу спрогнозировать и его поведение, а значит лишаюсь иллююзии безопасности.
Признавая, что тот смысл, который каждый человек вкладывает в понятие "я такой-то человек" - это всего лишь концепт, конструкция ума, мы приходим к выводу, что изначально человек без этих ярлыков есть всё, все возможные потенциальные отклики на среду.
Любые социальные ярлыки - это роли, которым соответствует определеный набор поведенческих комплексов, поддерживаемый культурой. И всё это вместе создает одновременно и определенность и закрепощенность, лишая человека спонтанных проявлений, необходимых для креативного приспособления к среде в режиме "здесь и сейчас".
иллюстрация: Danubio Rodriguez
*
Tags: